Поместить новую тему  Написать ответ
мои настройки | регистрация | поиск | faq | начало
  предыдущая тема   следующая тема
»  ABC Collection   » Рефераты   » Ищу реферат (диплом)   » Литература

   
Автор Тема: Литература
<Мертвые души>
unregistered

написано 30 Ноября 2004 10:54       Редактировать/Удалить сообщение   Ответить с цитированием
1.Творческая история поэмы «Мёртвые души»

Сюжет поэмы состоял в том,как ловкий пройдоха нашёл в русских условиях неожиданно тонкий способ мошенничества.При крепостном праве крестьяне приписывались к помещикам в качестве рабочей силы и поданных им личностей.Помещики платили государству налоги за каждого крестьянина,или,как тогда говорили,за каждую крестьянскую душу.Государственные ревизии этих душ проводились редко- один раз в 12 – 15 лет, и помещики часто годами вносили деньги за давно умерших крестьян.На бумаге они всё ёщё существовали,а на деле считались «мёртвыми душами».Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
В поэме отсутствует стремление охватить изображенем всю полноту русской жизни.Цель у Гоголя иная -- показать лишь тёмные стороны жизни,собрав их в «одну кучу».Позднее он ставит себе цель:вся Россия должна отразиться в поэме.Первоначальный замысел показать Русь «с одного боку» уступает место более объёмной задаче:»выставить на всенародные очи» и всё хорошее,что таилось в глубинах русской жизни,давая надежду еа будущее национальное возрождение.
Окружающие человека социальные неустроенности он объясняет духовным омертвением России.Отсюда и название – «Мёртвые души» – принимает символический смысл.
Гоголь верит,что душа русского христианина,пройдя через страшные искушения и соблазны,вернётся на путь православной истины:»..как можно завести благоустройство в эдешней жизни,не помысливши о другой жизни…покамест,брося всё то,из-за чего грызут и едят друг друга на земле,не подумают о благоустройстве душевного имущества,не установится благоустройство и земного имущества…Подумайте не о мёртвых душах,а о своей живой душе,да и с Богом на другую дорогу!»
Генерал-губернатор произносит перед чиновниками губернского города такую речь: «..пришло время нам спасать нашу землю;гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплемённых языков,а от нас самих.И никакой правитель…не в силах поправить зла,как ни ограничивай он в действиях дурных чмновнмков приставленьем в надзиратели других чиновников.Всё будет безуспешно,покуда не почувствовал из нас всяк,что он так же..должен восстать против неправды..»Именно в духовной перспективе,открывшейся перед Гоголем,можно правильно понять направление и пафос первого тома «Мёртвых душ»,работу над которым он завершил летом 1841 года.


2.Тема дороги и её символический смысл

Поэма открывается въездом в губернский город NN рессорной брички.Гоголь предваряет знакомство с главным героем разговором двух мужиков о возможностях его рессорной брички в свете известной народной поговорки:”Сбил,сколотил - вот колесо;сел да поехал,ах хорошо!Оглянулся назад,одни спицы лежат!”В конечном счёте эта бричка символизирует тот путь,по которому устремилась вся Русь.
В “Мёртвых душах” нет ничего случайного,каждая мелочь в них “сигнал”,”символ”,дорога к общему,национальному.Избранная Чичиковым дорога не отвечает сути русской природы с её особым,связанным с “жизнью по правде” предназначенем.
Ясно,что дорога,избранная Чичиковым,в русских масштабах и пределах _ это дорога в никуда.
Путешествием Чичикова “правит” не только он сам и не только его Селифан,но ещё и случай _ “мощное и внезапное орудие провидения”.
Так русская дорога с самого начала “поправляет” планы Чичикова и сбивает его с намеченного им “неправого” пути.Случайная встреча с Коробочкой окажется для него роковой,ведущей к разоблачению,точно так же,как и непредусмотренная встреча с Ноздрёвым.
Третий и столь же случайный удар совершается в пятой главе,перед запланированной встречей Чичикова с Собакевичем,когда его бричка сталкивается с коляской,везущей домой юную дочь губернатора.Чичиков,как околдованный,глаз не может отвести от юной красавицы.Это чувство сыграет потом роковую роль на бале у губернатора.Таким образом,”глупая” русская жизнь буквально с первых шагов начинает спутывать “умные” планы и “верные” расчёты Чичикова,вредит ему.Во всём,с чем сталкивается Чичиков на пути “предпрни мательской “ карьеры,чувствуется вопиющий недостаток “здравого смысла” мещанской умеренности и аккуратности,на которых ведь только и держится успех добропорядочного буржуа.
Вспомним шкатулку Чичикова,”тайник его души” и целая поэма одновременно:”Это поэма о приобретательстве,накопительстве,выжимании пота во имя полумиллиона.Там всё разложено по полочкам и чего там только нет…Каждый предмет к делу,всё спланировано,лишнее отметено,нужное не позабыто.Куча Плюшкина _ это бессмысленное накопительство и уничтожение накопленного,шкатулка Чичикова _
Уже предвестие деловитости,да и сам Чичиков говорит:”Нужно дело делать!”
Чичиков у Гоголя русский человек,а поэтому в его действиях и поступках сохраняется тот же самый “перехлёст”,в который никак не укладывается его буржуазная,предпрнимательская душа.
За видимым пёстрым миром людей и вещей,за живыми помещиками и подвластными им мёртвыми и живыми крестьянскими душами встаёт со страниц поэмы Гоголя целостный образ помрачённой,заблудившейся на неверных путях-дорогах,но ещё живой России.

3. Путь Павла Ивановича Чичикова

Чичиков – живое воплощение движения русской жизни Х1Х столетия,он являет собой неуёмную энергию и деятельность.
Судьба героя являет перед читателем цепь,состоящую из стремительных восхождений и столь же стремительных в своей неожиданности катастроф,оставляющих героя у разбитого корыта.
Чичиков принадлежит к служилому дворянству.Отец его не оставил наследственных имений.Чичикову пришлось пробивать себе дорогу в жизни собственными усилиями,опиравшимися на совет его бедного отца:»Коли будешь угождать начальнику,то,хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал,всё пойдешь в ход и всех опередишь.С товарищами не водись,они тебя добру не научат;а если уж пошло на то,так водись с теми,которые побогаче,чтобы при случае могли быть тебе полезными…больше всего береги и копи копейку;эта вещь надёжнее всего на свете.Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст,а копейка не выдаст,в какой бы беде ты ни был.Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».
На первых порах отцовский совет срабатывает.Лестью Чичиков добивается доверия своих наставников.Делает значительные успехи напоприще службы.»Всё оказалось в нём,что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках,и бойкость в деловых делах.С такими средствами добыл он в непродолжительное время то,что называют хлебное местечко».
Но тут грянула катастрофа:на место прежнего «тюфяка»-начальника
Был прислан новый – русская «коробочка»,и почти всё,чего Павел Иванович добивался с таким терпением и старанием,с такой почти нечеловеческой изворотливостью и аскезой,в одночасье оказалось безвозвратно утраченным.
Но ведь кроме внешних «гвоздей» и ухабов,точно такой же «гвоздь «сидит в душе самого Чичикова.Вообще в характере Чичикова далеко не всё контролируется и измеряется приобретательским духом.Есть ведь и во всех «предприятиях» Чичикова некий «перехлёст»,выход за нормы добропорядочности и прозаичности рядового буржуазного стяжательства.Не от русского ли задора в нём идёт его нетерпение,неуёмное желание рискнуть,но уж взять разом весь капитал?Не русская ли,не разбойничья ли это в Чичикове повадка,
Крах авантюры Чичикова с «мёртвыми душами» – это свидетельство отторжения русской жизнью того пути,который воплощает Чичиков.
Духом «чичиковщины» заражены в поэме все помещики,с которыми он общался и в которых без труда распознавал свои собственные черты.
«Чичиковщиной» болен и губернский город.


IP: Logged

Все время Московское  

Поместить новую тему  Написать ответ Закрыть тему    Перенести тему    Удалить тему предыдущая тема   следующая тема
Перейти:

Связаться с нами | P6.ru

Powered by Infopop Corporation
Ultimate Bulletin Board 6.0, Beta 8.1